Вопрос – ответ: в охране труда мелочей нет

Вопрос: Обязан ли наниматель проводить вводный, первичный на рабочем месте и повторный инструктаж по охране труда с работниками, выполняющими дистанционную работу?
Ответ:Обязан проводить только вводный инструктаж по охране туда с ознакомлением с требованиями по охране труда при работе с оборудованием и средствами, предоставленными или рекомендованными нанимателем.

Согласно статье 3073 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда работника, выполняющего дистанционную работу, наниматель обязанознакомитьработника, выполняющего дистанционную работу, с требованиями по охране труда при работе с оборудованием и средствами, предоставленными или рекомендованными нанимателем.

Иные обязанности нанимателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда могут предусматриватьсятрудовым договором.

Справочно: Статьей 3071 Трудового кодекса определено, что дистанционной работой считается работа, которую работник выполняет вне места нахождения нанимателя с использованием для выполнения этой работы и осуществления взаимодействия с нанимателем информационно-коммуникационных технологий.

Отличительной особенностью данной формы трудовых отношений является то, что наниматель не создает работнику рабочее место, к примеру, непосредственно в офисе или другом помещении. В связи с этим в трудовом договоре обязательно должно быть указано, что работа является дистанционной.

Исходя из статьи 3072 Трудового кодекса, заключение трудового договора с работником, выполняющим дистанционную работу, допускается только при личном присутствии такого работника.

Посколькупри дистанционной работе наниматель не создает работнику рабочее место, у него нет обязанности проводить с работником, выполняющим такую работу, первичный на рабочем месте и повторный инструктаж по охране труда.

Однако, учитывая часть вторую статьи 3073 Трудового кодекса, у нанимателя есть право проводить названные инструктажи, если это предусмотрено трудовым договором.

Вопрос: В случае изменения наименования организации необходимо заново проходить проверку знаний по вопросам охраны труда с последующим получением удостоверения по охране труда или вносятся изменения в действующее удостоверение?

Ответ:При смене собственника имущества и (или) реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются.

Таким образом, в случае, если при реорганизации изменилось  название организации, новый собственник расторг трудовой договорс данными работниками в соответствии с частью второй статьи 36 Трудового кодекса, и в последующем заключил с ними новый трудовой договор, то в соответствии с нормой пункта 42 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175, руководители и специалисты не позднее месяца со дня назначения на должность должны проходить первичную проверку знаний по вопросам охраны труда с последующим получением удостоверения, отражающим новое название организации.

Если при реорганизации изменилось название организации, однако это не повлекло расторжение контрактов, а трудовые отношения с руководителями и специалистами, являющимися членами соответствующей комиссии, продолжаются, то должна соблюдаться периодичность, установленная  пунктом 43 Инструкции (не реже одного раза в три года). Проходитьзаново проверку знаний по вопросам охраны труда с последующим получением удостоверения в данном случае не требуется. Выданное ранее удостоверение будет действительным до прохождения в очередной раз периодической проверки знаний по вопросам охраны труда.

https://www.mintrud.gov.by/ru